Текущее время: Вт июл 29, 2014 4:37 am

Форум жителей Загорянки - "Загорянка и её обитатели"


Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: История железнодорожных станций Щёлковского района
СообщениеДобавлено: Чт июл 23, 2009 10:01 am 
Не в сети
Загорянский дачник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 02, 2006 12:01 am
Сообщения: 107
В этом году отмечается 115 летие железнодорожной ветки Мытищи-Загорянская-Щёлково. Думаю будет интересно узнать историю и легенды названий станций района.
Друзья, если подвернутся материалы по теме-прошу выкладывать здесь) *DRINK*

Москва-Ярославская
Москва-III
Маленковская
Яуза
Северянин
Лосиноостровская
Лось
Перловская
Тайнинская
Мытищи
==> ==> На Александров I
Подлипки-Дачные
==> На Фрязино
Болшево
Валентиновка
Загорянская
Соколовская
Воронок
Щёлково
Гагаринская
Чкаловская
Бахчиванджи
Циолковская
Осеевская
Монино

Кашино
Колонтаево
Лесная
Фрязево

Жирным шрифтом выделены станции и платформы находящиеся на территории Щёлковского района.


Вступление.
История нашего района уходит в глубину веков. Щёлковский край находится на северо-востоке Московской области, на территории Клязьминско-Мещёрской низменности и занимает площадь свыше 807 км2, в районе много лесов, болот, мелких речек и озёр. Миллионы лет назад на территории края было огромное, но не глубокое море. Древняя Восточно-Европейская (Русская) платформа то опускалась, то поднималась, а за ней и море то появлялось, то пропадало, пока не исчезло совсем. Не миновало нашей земли и продвижение ледников. После последнего - Валдайского оледенения (хотя льды и не дошли до Подмосковья) произошла резкая смена климата, после которого с лица земли исчезли гигантские мамонты, шерстистые носороги, мускусные быки, северные олени. Но сохранились свидетельства их пребывания в Щёлковском районе. В 1974 г. при разработке карьера у д. Аборино, недалеко от п. Лосино-Петровского были найдены обломки бивня и два коренных зуба мамонта.

Первые поселения человека в наших краях находились в районе Медвежьих озёр и относятся к эпохе "бронзового века". В древние времена наши земли облюбовали племена, которые, по-видимому, и дали названия рекам Клязьма и Вора. На смену этим племенам пришли два восточнославянских племени - кривичи вятичи.

В основание местности лежит древняя платформа. Формирование современного рельефа началось в конце мезозоя, после отступления последнего моря, данные отложения которого сглаживали неровности фундамента. Огромное влияние на современный рельеф оказало четвертичное оледенение, следы которого сохранились до наших дней. Вся наша местность лежит на мещерской низменности, которая начинается в бассейне реки Клязьмы и продолжается до Восточных границ Подмосковья. По ней текут многочисленные реки, главные из них в нашем Районе Клязьма и Воря. В речных долинах, понижениях есть заболоченные участки. Особенно заболочена восточная часть лесного массива посёлка. Горные породы, слагающие верхний слой местности - пески, доломиты, известняки, глин. В низинах почвы - болотно-подзолотистые, на возвышениях и сухих местах - дерново-подзолотистые. Много веков назад территория Щёлковского района была покрыта дремучими лесами: еловыми, сосновыми, елово-сосновыми. В настоящее время из-за вырубок, пожаров и хозяйственного освоения коренных лесов осталось мало, но в нашей местности некоторые участки леса остались почти неизменными.

В начале 30-х годов непосредственно у Стромынского тракта развернулась буйное строительство так называемого Щёлковского аэродрома, истории которого посвящена отдельная глава. В одном из архивных документов конца 20-х годов, хранящихся на Щелковском аэродроме, можно прочитать следующее:

"История Стромынского тракта необычна для Подмосковья. Несмотря на то, что здесь среди густых лесов пролегал этот далеко не безжизненный тракт, а до Москвы по прямой было всего лишь 30 км. Уклад жизни обитателей окрестных мест мало чем напоминал Подмосковье. Разбойники беспощадно терроризировали население. Казаки, несшие службу вдоль тракта, не только не боролись с грабежами, но подчас и сами их организовывали. В лесу, неподалёку от деревни Анискино, казаки устроили своеобразное убежище, где они переодевались в одежду обывателей и учиняли на этом же месте тракта налеты на проезжавших. А когда ограбленные взывали о помощи, казаки вновь возвращали себе вид блюстителей порядка".

Сразу же от платформы начинается лес, который тянется до деревни Леониха. Когда-то жители посёлка выходили на субботники и подсаживали деревья вдоль дороги, идущей к Звёздному городку. За деревню Леонихой до посёлка Анискино и посёлка Свердловский тянется лес, состоящий в основном из елей, сосен и мелколиственных пород. Лесной массив вокруг нашего посёлка занимает большую территорию и играет очень важную роль в сохранении экологической обстановки посёлка.

Ярославское направление МЖД один из самых старых участков московского узла. Движение от Москвы до Сергеева Посада было открыто в 1862 г. Раньше, чем на других дорогах, пошли электропоезда на участке Москва - Мытищи. Перевод на электротягу подмосковной железнодорожной сети начался 1929 г., когда первый электропоезд вышел на 18-километровую линию от Ярославского вокзала до станции Мытищи. Позже электропоезда стали ходить от Москвы до Щёлкова, а дальше, до Монино, работала "кукушка", которую в шутку называли "голубой стрелой". Электрифицированную же ветку Щёлково - аэродром сдали в эксплуатацию в 1933 году. Электропоезд от платформы авиагородка, т.е. от платформы "Томская" (сегодня "Чкаловская") на Щёлково впервые пошёл в 1934 году. Электрифицированная железнодорожная ветвь до Монино начала действовать только в 1936 году. Электрички ходили до станции Монино по одноколейке, расходились на станции Чкаловская.


Начну с тех станций,про которые материал нашёл.Позже я рассортирую все станции по порядку следования.


Подлипки-дачные.
Платформа была открыта в 1914 году и названа по существовавшему тогда дачному поселку Вилла-Подлипки.
Подробней:
http://www.geokorolev.ru/sprav3/object_ ... ezd_0.html
Бо́лшево — железнодорожная станция Ярославского направления МЖД. Расположена в Московской области, в черте города Королёв(ранее Калининград).
Железная дорога по направлению на Монино построена в 1894-м году. Платформы на Монинском направлении соединены подземным переходом и мостом через пути. Платформа № 1 на Москву — боковая, расположена со стороны микрорайона Болшево. Платформа № 2 от Москвы (на Монино) — островная, расположена параллельно пл. № 1. Платформа № 3 для электропоездов «Спутник» — островная, начинается перед пл. № 1 под путепроводом, пути по обе стороны платформы тупиковые. Все три платформы на Монинском направлении оборудованы турникетами.

Островная платформа на Фрязинском направлении расположена севернее остальных, переход с платформ Монинского направления осуществляется по пешеходной дороге на ул. Станционной, переход через ж/д пути на этой платформе осуществляется по оборудованному светофорами наземному пешеходному переходу. Установка турникетов на этой платформе не производилась. Однопутное ответвление на Фрязино начинается между ст. Подлипки-Дачные и ст. Болшево, последняя является разъездом на этом направлении и, как следствие, имеет 2 пути. Фрязинская платформа является формальной границей города Королёв (микрорайон Болшево) и 2-го микрорайона города Юбилейный

Время движения от Ярославского вокзала около 44 минут для простых поездов и около 28 минут для экспрессов, от станции Фрязево — около 1 часа 15 минут, от станции Фрязино — 32-35 минут.

Конечная остановка 21 пары скоростных электропоездов экспресс «Спутник» по рабочим и для 11 пар по выходным дням, а также для 5 пар в день обычных электропоездов «Москва-Ярославская — Болшево»
Состоит из трёх платформ на Монинском направлении и одной на Фрязинском, не соединённой с остальными.
История Болшево:
http://vbolshevo.ru/


Фрязино-пассажирская — железнодорожная платформа, являющейся конечной на участке Москва — Фрязино Ярославского направления МЖД. Расположена в черте города Фрязино и в границах станции Фрязино.Щёлковский район.
На 2008—2009 годы запланирована реконструкция платформы и установка турникетов.
Время движения от Ярославского вокзала около 1 часа 15 минут.

Платформа Валентиновка.Остановочный пункт открыт в 1936 году и назван по поселку Валентиновка, который в настоящее время включен в состав г. Королёв. Название, скорее всего, связано с землевладельцами начала застройки, что обычно для дачных поселков.



Платформа Загорянская.

(Объявление от 1912 года думаю даст точное объяснение истории названия)

Описание. Изображенный здесь на плане дачный поселок «Кисель-Загорянский» находится на 26-ой версте от Москвы на правой стороне полотна Щёлковской ветки Ярославской железной дороги при платформе «Загорянская», непосредственно прилегающей к означенному посёлку. Высокое положение местности (3 сажени выше Мытищ и на 7 саженей выше Соколовской платформы), превосходный хвойный лес: ель и сосны в возрасте от 50 до 70 лет, отсутствие по близости фабрики, удобное сообщение с Москвой, делает это место гигиеничным и приятным дачным участком. Мытищенские ключи, имеющиеся в посёлке, доставляют превосходную питьевую воду; в десяти минутах ходьбы от платформы владельцами посёлка заарендован берег на реке Клязьма, где будет устроено два купания для бесплатного пользования ими жителями посёлка. Заселение этого дачного посёлка уже началось, и, несмотря на только что начавшуюся распродажу, в посёлке продано до семидесяти пяти участков мерою от 600 квадратных сажень; в вечное владение от 75 копеек за квадратную сажень и в арендное пользование на срок до 36 лет от 5 копеек за квадратную сажень удобной земли. При покупке допускается рассрочка платежа, со взносом при покупке 40% стоимости, сроком до пяти лет под первую закладную купленного участка из 6% годовых. Осматривать участки можно ежедневно, для чего следует обращаться в контору посёлка, находящуюся при платформе «Загорянская», или к проводнику на платформе «Загорянская». Подробности условия покупки можно получить от владельцев братьев Ивана и Александра Николаевича Кисель-Загорянских по телефону № 252-55 и № 191-04 или в конторе посёлка. Платформа «Загорянская» находится между станциями Болшево и Соколовской платформой и обслуживается всеми проходящими по Щёлковской ветке поездами. Посёлок связан с Москвой телефоном, который установлен в конторе посёлка. При сём прилагается расписание поездов».


Станция Соколовская.

Остановочный пункт основан в 1896 году как платформа Образцово-Соколовская, где Образцово — название села, ныне поселка, при котором находились усадьба Н. А. Соколова и принадлежащая ему шелкоткацкая фабрика[b]." С 1897 года фабрика в Мальцеве принадлежит купцу Соколову Николаю Алексеевичу. Число работающих на ней значительно выросло (606 человек). Купец добился и появления в окрестностях остановки поезда ветки Мытищи-Щелково (пущена в 1894 г.) - платформа получает наименование Образцово-Соколовской и со вторым, «купеческим», наименованием дожила до наших дней. "[/b] По фамилии этого промышленника была образована вторая часть названия платформы.

Платформа Воронок.

Сейчас это название железнодорожной платформы, и ещё так называют западную часть Щёлково, в прошлом посёлок Воронок.Главные «ворота» г. Щёлково. Сама станция Щёлково находится далеко от основных жилых районов и пассажиров на ней меньше.

Оборудована турникетами. В 2008 году завершилась реконструкция обеих платформ и строительство пешеходного мостика через пути.

Время движения от Ярославского вокзала около часа, от станции Фрязево — около 55 минут.
Посёлок получил свое имя от речки, ручья Воронок.
Откуда же пошло название «Воронок»?
Существует предание, будто был такой атаман разбойников, народный заступник Воронок.
Современные исследователи утверждают, что разбойник здесь ни при чём. Существует мнение, что более 700 лет назад были два ручья Воронок (дальний и ближний). Воронок был полноводной чистой рекой, по нему плавали лодки. Большинство щёлковцев знают ручей Воронок под названием Поныри (в книге 1900 года есть название «Воронок», а названия «Поныри» нет). Откуда взялось это название – «Поныри»? В словаре народных географических терминов разъясняется: «понырь», «понор» – поглощающее отверстие на дне колодцев, воронок, через который уходит вода под землю. Понырь – подземный поток, понор – водопоглощающая воронка, место, где речка, протекающая по поверхности, сложенной водорастворимыми породами (известняки, доломит, гипсы) уходит под землю. На дне воронок и других понижений встречаются водопоглощающие отверстия – поноры. Получается, что понора, воронка – накрепко связанные вещи. Если мы посмотрим на геологическую карту Московской области, то увидим, что по долине Клязьмы от Щёлкова тянется полоса известняков, доломита, пёстрой глины. Под Щёлковом в Амереве производится добыча доломита. Так что можно поверить в эту гипотезу.

Станция Щёлково-
получила своё название от названия города Щёлково.Дата открытия 1894
Количество платформ 2
Тип платформ(ы) 2 островные
Форма платформы прямая
Расположена Вокзальная ул., Тихая ул.
Расстояние до Москвы, км 36
Тарифная зона 4
О названии города Щелково. К сожалению, ни в одном историческом документе мы не находим объяснения названию "Щелково". Но на данный момент есть несколько версий о происхождении этого слова, вот например одна из них: во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры в Подмосковье начали расселяться славянские племена. С северо-запада продвигались кривичи, а с юго- запада - вятичи. О расселении этих племен в наших краях говорится в сообщении своим детям Мономаха, которому удалось один раз проехать от Киева в Ростов "сквозь вятичей". Условной границей между племенами стала река Клязьма. На ее берегах до сего времени сохранились многочисленные следы поселений в виде курганных групп. Особенно много их около Углича. Речка, огибающая кремль города, сегодня почти заросшая, называлась Щелково. А рядом с Угличем живет и село Щелково. Недалеко от Можайска уютно раскинулась деревня Щелковка. Вполне возможно, что именно кривичи украсили нашу местность таким названием.
О истории г. Щелково. Миллионы лет назад на территории края было огромное, но неглубокое море. Временами древняя Восточно-Европейская (Русская) платформа то поднималась, то опускалась, соответственно и море то пропадало, то вновь появлялось, пока совсем не исчезло. Не миновало нашей земли и продвижение ледников.

Первые поселения человека на территории нашего края относятся к эпохе неолита (нового каменного века) и фатьяновской культуры (бронзовый век). Местом первых поселений является район Медвежьих Озер. Облюбовали же наши земли в древние времена меря-угро-финские племена. Они-то, по-видимому, и дали названия рекам Клязьме и Воре- основным водным артериям края. Позднее наши земли заселяли два восточнославянских племени - кривичи и вятичи. Граница между ними проходила в междуречье Клязьмы и Вори. Наличие таковой границы установил известный археолог, наш земляк А.А. Коновалов.

Затем, в более поздние времена, появилось одно из самых древних поселений на территории края - Воря, расположенное в среднем течении реки Вори. Со времени правления московского князя Ивана Даниловича Калиты эта местность известна, как волость Воря, входившая в состав Московского уезда. Позднее волость стала именоваться станом.

К сожалению, до нас дошли лишь немногие уцелевшие архивные документы, в основном - духовные грамоты великих князей. Наиболее ранним по времени документом, где упоминаются наши земли, является завещание кн. Ивана Даниловича Калиты, датированное 1327 годом. Первые письменные сведения о деревне Щелково относятся к 1521-22гг., когда она принадлежала боярину И. Ф. Хомутову и по его завещанию была передана Троице-Сергиевой Лавре. Позднее, в 1584 году, д. Шелково упоминается в числе одного из 46 селений, составляющих с. Гребнево.

В ходе многолетней борьбы с поляками и шведами после Ливонской войны Подмосковье было полностью, разорено. Особенно пострадала его северо-восточная часть. Все было уничтожено огнем и мечом, в том числе Щелково, которое располагалось вблизи Хомутовской дороги. С 1611 г. Гребнево было передано в Государственную казну, затем, оно было пожаловано крупному государственному и военному деятелю начала XVII в. князю Д. Т. Трубецкому и принадлежало роду Трубецких до 1781 года. В 1781 году с. Гребнево с деревнями и землями от Щелкова до Трубина перешло к роду Бибиковых. С 1775 года после образования обширной Московской губернии и ее территориального деления на пять уездов (Богородский, Бронницкий, Воскресенский, Никитинский и Подольский) наши земли были отнесены к Богородскому уезду с центром в с. Рогожи, которое впоследствии было переименовано в г. Богородск, а в советский период в 1930 г. - в г. Ногинск. Богородский уезд вплоть до 1922 года включал в себя земли сегодняшнего Щелковского, Ногинского, Павлово-Посадского и частично других районов.

Территория Щелковского района формировалась постепенно. В 1917 году в связи с тем, что Щелково становится центром политических событий, д. Щелково преобразуется в административный центр, объединивший Осеевскую, Гребневскую, Ивановскую и Аксеновскую волости.

В 1921 г. (постановлением Моссовета от 9 декабря) создается Щелковская волость в составе Осеевской и Гребневской волостей как часть Московского уезда. В то же время северная часть Щелковского района по-прежнему оставалась в составе Богородского уезда. Постановлением Московского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 21 мая 1923 года Щелкову был присвоен статус поселка городского типа. И, наконец, 17 августа 1925 года поселок Щелково был отнесен к категории городов. В состав города были включены правобережное Щелково (бывшая Мещанская слобода), часть д. Щелково с красильно-аппретурной фабрикой, Соболево и часть с. Хомутово с шелкоткацкой фабрикой.

В январе 1929 года в составе Московской области был образован Щелковский район с центром в г. Щелково. Район распологается на северо-востоке Московской области, на территории Клязьминско-Мещерской низменности и занимает площадь свыше 807 кв.км. В начале 30-х годов произошли новые административно-территориальные изменения: некоторые селения бывших Ивановской и Аксеновской волостей были переданы в Ногинский район, а несколько селений бывших Морозовской и Пехорской волостей вошли в состав Щелковского района. 12 августа 1954 года Щелково получило статус города областного подчинения.

В 50-е годы город преобразовывался особенно активно. В городской панораме господствующими стали широкие асфальтированные улицы, многоэтажные дома, магазины современного типа, сооружения социально- культурного назначения. Разбит большой парк, получивший имя 40- летия Великого Октября, появились скверы. А в 1958 году был построен Дворец Культуры. В настоящее время г. Щелково - центр одного из крупнейших в Подмосковье районов. В составе Щелковского района три поселка городского типа (Фряново, Свердловский, Монино) и 11 сельских округов. Всего более ста населенных пунктов. Кроме того, на территории Щелковского района расположены два города областного подчинения (Фрязино и Лосино-Петровский).

Валентина ЛИСОВАЯ- директор районного историко-краеведческого музея.
СКАЗ О ГОРОДЕ О ЩЁЛКОВО.

Собирайтесь, люди добрые,
Дорогие гости званные!
Собирайтесь, да послушайте
Сказ о городе о Щёлково.
Как родился он, любезный наш,
Как мужал, да силой полнился!

Там, где в годы стародавние
Жили кривичи да вятичи-
Наши пращуры славянские,
Два пути сошлись, скрестилися.
По воде спешил один из низ-
Торопился другой посуху.
А вели они ко Сергию-
Ко святой людской обители.
Тот, который по воде-то шёл
Был рекою нашей, Клязьмою.
А была она глубокая,
Да вокруг леса с болотами.
Там зверья ,да птицы всяческой
Было видимо-невидимо!
Да ещё людишки беглые
От закона там скрывалися.
Вот на этом месте в давности,
Где сошлись пути дороженьки,
Поселился люд смекалистый,
Никому пока неведомый.
Родилось вот так селение
Без названия, без имени.
День за днём бежало времечко,
Как вода по Клязьме реченьке.
А по ней молиться к Сергию
Плыло множество
паломников
В челноках да в малых лодочках-
Христиане православные.
А вдоль Клязьмы -храмы белые,
С куполами золочёными
Разливали звон малиновый
Благовестом называемый.
Ясным днём иль ночью тёмною
У селения безвестного
От Москвы да до Владимира
Да потом в обратну сторону,
Шли ладьи с купцами разными:
Иноземными да нашими,
Все с поклажею богатою-
Драгоценными товарами.
В тех местах, народ то сказывал,
Воронок, разбойник будто бы,
Совершал набеги дерзкие
И делил добычу каждую
С сотоварищами поровну.
Сказка то, или бывальщина,-
Тяжело теперь разгадывать.
Но живёт в народной памяти
Это имя окаянное.
Между тем в селе означенном,
Где сошлись умельцы русские,
Всё росли ремёсла разные,
Поднималось дело ткацкое.
А купцы-то проплываючи
Близ селенья неизвестного,
Каждый раз яснее слышали
Звуки, схожие со щёлканьем…
Кем-то было слово сказано,
А другим оно повторено.
Так в народе то селение
Прозываться стало Щёлково!

Много лет с поры той минуло.
Поменялись управители,
А село росло, да ширилось.
Обрастало деревеньками.
Да свои ремёсла множило,
Да изделиями разными
Торговало с иноземцами
А шелка, да сукна красные
Напоказ возило за море.
Словом крепко встало на ноги.
По своим делам, да знатности
Вскоре стало зваться ЩЁЛКОВО.

Так родился город наш…
А каким он нынче стал- сами вы тому свидетели!
И.В.Рудаков

Платформа Гагаринская.

В 1988 году пл. 37 км переименована в Гагаринскую в память о первом летчике-космонавте Ю.А.Гагарине. Вблизи от этой платформы он жил и проходил предполетную подготовку.

Чка́ловская — железнодорожная станция Ярославского направления МЖД, расположенная в городе Щёлково Московской области.
Не оборудована турникетами.
Время движения от Ярославского вокзала около 1 часа 10 минут, от станции Фрязево - около 40 минут.
С 1932 по 1937 год называлась «Томская» в честь советского партийного деятеля М П. Томского. После того как Томский покончил жизнь самоубийством и был объявлен врагом народа, станцию в 1937 году переименовали в «Чкаловская» по фамилии известного летчика В. П.Чкалова. http://www.peoples.ru/technics/aviator/ ... ndex1.html Неподалеку от платформы около железнодорожного переезда находится памятник самолету В. П. Чкалова.
История Чкаловского аэропорта:
http://www.radioscanner.ru/airbase/6.html

Станция Бахчиванжи

Дата открытия 1956
Прежние названия пл. 41 км (до 1987 г.)

Рядом с такими названиями станций, как Чкаловская и Гагаринская (людей, в честь которых они названы, знает любой человек в нашей стране), есть станция Бахчиванжи. Даже в нашем районе мало кто знает, что за человек был с такой странной фамилией. Таким же именем названа и улица в посёлке Чкаловский.

Григорий Яковлевич Бахчиванжи (20.11.1909 – 27.03.1943 гг.) жил в одном из домов этого посёлка. Он вошёл в историю тем, что поднял в воздух и испытывал первый реактивный самолёт БИ-1.

Первый полёт БИ-1 состоялся 1 мая 1942 года. Ему предшествовала огромнейшая подготовительная работа. Бахчиванжи предстоял полёт, которого ещё не знала мировая авиация. Никто не мог предвидеть, как он окончится. Но самолёт-ракета уверенно чертил кривую в воздухе и приземлился у посадочного знака. Надежды Григория Яковлевича оправдались, его восторгу не было предела. Так состоялся первый в мире полёт реактивного самолёта-ракеты. Но в седьмом полёте, проходившем 27 марта 1943 года, случилось непредвиденное. Кончилось топливо, заглох двигатель, и самолёт врезался в землю. Так погиб пионер ракетной авиации, бесстрашный воздушный воин Григорий Яковлевич Бахчиванжи.

Циолко́вская. — железнодорожная платформа Ярославского направления МЖД. Расположена в 2 км от деревни Леониха Щелковского района Московской области.
Названа в честь К. Э. Циолковского http://www.cosmoworld.ru/spacehistory/f ... ovsky.html
Не оборудована турникетами.
Вблизи платформы расположен Звёздный городок.
Время движения от Ярославского вокзала около 1 часа 10 минут, от станции Фрязево - около 35 минут.

Осе́евская — железнодорожная платформа Ярославского направления МЖД.
Названа по имени деревни Осеево Щелковского района Московской области, однако географически расположена в деревне Соколово. Но посколькустанция Соколовская есть на данном направлении,названа Осеевской.Осеево же находится в 4 км к северу от платформы.
Не оборудована турникетами.
Время движения от Ярославского вокзала около 1 часа 15 минут, от станции Фрязево — около 30 минут.

Станция Монино.

В 1929 железнодорожная линия Мытищи — Щёлково была продлена в Монино в район Монинской текстильной фабрики (действовавшей с 1844), где был открыт одноимённый разъезд. Здание, где располаглись кассы, сохранилось и поныне и по-прежнему выполняет свою функцию. Название «Монино» образовано по названию местности "Мунинская пустошь"(межевая ведомость от 23.08.1792). Монино или Мунино можно перевести с фино-угорского "Моё хозяйство" Позже фабрика была передана в ведение города Лосино-Петровский, а возникший к югу от станции посёлок в 1946 получил статус посёлка городского типа Монино.[1]
В 1970—1971 годах был проложен второй путь до станции Чкаловская и построена двадцатикилометровая линия до станции Фрязево.
В 2002—2003 годах на перегоне Монино - Фрязево был построен второй путь, что позволило увеличить интенсивность движения пригородных электропоездов, а также перенаправлять поезда дальнего следования с перегруженного Ярославского направления на Горьковское.


Последний раз редактировалось ВШК Чт июл 23, 2009 9:40 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История железнодорожных станций Щёлковского района
СообщениеДобавлено: Чт июл 23, 2009 6:07 pm 
Не в сети
Душа компании
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 06, 2008 9:04 am
Сообщения: 1330
Откуда: Оттуда
ВШК,+1))
Дабы поучавствовать в литургии и песнопении,пожалуй сниму свой капюшон Нага и одену Агромные Ачки интеллигентного библиотекаря...

Итак,добавления и замечания..

Название станции Болшево получаем от слова Волоки..Буквам "ш" и "ч" соответствует старорусская "К".Исходя из плодов прожолжающейся по сей день,войны между черными и белыми археологами,можно сделать вывод,что в районе станции Болшево,ВОЛОКЛИ ЛАДЬИ "из варяг в греки"....давно это было...
Началось это во времена,когда вятичи еще назывались вентичами,точнее венедами,а кривичи ишо помнили старую веру и её чтили(кривда христианская,это вам не правда старых богов)))).
К слову сказать,тогда и были одни венеды..Племя наёмных воинов,потомков Ария,безземельники и держатели старой веры.Они пришли,в поисках своей земли со стороны Карпатских гор в наши леса и болота,ибо великое переселение народов "оставило" их без надежды на мирное существование,да и наступающее на пятки "скотовое сословие" под разными названиями,отрезало их от степей.Да,как не странно,владея техникой в виде колесного транспорта,они сражались пешими...Селились в основном около водных массивов,лес недолюбливали.О высоком уровне культуры,говорит,хотя бы найденная не так давно деревянная горизонтальная обсерватория(рязанский стоунхендж).
Что конкретно,было на тот момент в наших краях неясно,но,был период времени,когда "живые здесь не жили"....
Найденное на территории современной Москау,Городецкое городище(названное так по возрасту культурного слоя),представляет собой ВЫЖЖЕНОЕ ДОТЛА ПОСЕЛЕНИЕ с ИЗРУБЛЕННЫМИ НА КУСКИ и СОЖЖЕНЫМИ СКЕЛЕТАМИ.(автор резни по дереву не установлен).

Так вот,заявление по поводу союза вятичей и кривичей,о которых поется в "Щелковской" песни,это НЕ ПРАВДА...
Венеды пришли на территорию современной Рязанской области и отстаивали свою независимость от Московского княжества,пока их всех не перебили потомки Тамерлана и "москали проклятые".
Вообщем,не их это территория..
Хотя,после поражения Рязанского княжества(присоединения),несмирившиеся могли свалить к соседям и устроить партизанскую войну......превратиться в Кривичей(не согласных).
В любом случае,капища откопанные имеются,нападения на караваны запротоколированы....ну и традиция не разбавлять вино,тоже их рук дело..

Что касается Щелково...может,все таки ШЕЛКОВО,в смысле ШЕЛКОПРЯХИНО?

_________________
Смерть тролям


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История железнодорожных станций Щёлковского района
СообщениеДобавлено: Чт июл 23, 2009 8:52 pm 
Не в сети
Загорянский дачник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 02, 2006 12:01 am
Сообщения: 107
Станция Мытищи-Дата открытия 1862[1]
Расположена ул. Колонцова, Шараповский пр.
Переходы на станции -
Тарифная зона 3


Последний раз редактировалось ВШК Чт июл 23, 2009 8:57 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История железнодорожных станций Щёлковского района
СообщениеДобавлено: Чт июл 23, 2009 8:54 pm 
Не в сети
Загорянский дачник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 02, 2006 12:01 am
Сообщения: 107
Спасибо,мама Годзиллы в очках за интересные коменты!)
Про перетаскивание судов посуху я нашёл в истории города Мытищи.Тогда надо и про станцию Мытищи найти материалы.

Станция Мытищи.
названа от одноимённого города.

"Яузское Мытище" впервые упоминается в духовной грамоте инока Симоновского монастыря Адриана Ярлыка, датированной июлем 1460 года. "Мытище" обозначал место, где когда-то собирали с купцов "мыт" - пошлину за провоз товаров. История нашего края уходит далеко в глубь веков. Первые обитатели - племена неолитических охотников и рыболовов льяловской культуры - появились здесь еще в IV тыс. до н. э. В эпоху бронзы (II тыс. до н. э.) на мытищинской земле жили скотоводы и металлурги фатьяновской культуры, а в эпоху железа (I тыс. до н. э.) их сменили племена дьяковской культуры, которые строили укрепленные поселки на речных мысах, занимались скотоводством и земледелием, освоили железоделательное производство. Славяне - вятичи и кривичи - пришли сюда в конце I тыс. н. э. В междуречье Учи и Клязьмы проходила условная граница между этими племенами, здесь была зона их взаимопроникновения. Известны смешанные курганные могильники с вятическими и кривическими погребениями. В древнерусскую эпоху Мытищинский край был достаточно плотно заселен. Сейчас здесь известно 12 селищ и городищ IX - XIII веков, одно из которых находится на берегу Яузы в черте современного города Мытищи. Славяне принесли с собой развитую культуру пашенного земледелия, разводили скот, хорошо были знакомы им различные ремесла - металлургическое, кузнечное, гончарное, плотницкое, ювелирное.

По мытищинской земле в XI - XIV веках проходил важный торговый водный путь по рекам Яузе и Клязьме. Этот путь существовал с незапамятных времен, задолго до существования Москвы. На этом месте, где находятся Мытищи, был пункт сбора проезжих пошлин с людей и судов, которые носили общее название - мыт. С Яузы на Клязьму торговые суда перетаскивали посуху волоком около 7 - 8 километров. С этим торговым путем связано название города. Схема древнего волока показана на одном из стендов музея.

В черте Мытищ находится старинное село Тайнинское (ранее Тонинское), известное с начала XV века, - наследственная вотчина великих московских князей и российских государей, служившее им загородной резиденцией. Здесь возводились богатые дворцовые палаты и хозяйственные постройки. Это подмосковное село было любимой усадьбой Ивана Грозного, одним из центров опричнины. Часто бывал здесь по пути на богомолье и Троице-Сергиеву лавру царь Алексей Михайлович, отдыхая в специально выстроенном "путевом дворце". По его же указу в 1675 - 1677 годах рядом с дворцом была возведена уникальная в русской архитектуре каменная усадебная церковь Благовещения. Любили бывать в Тайнинском Елизавета Петровна и Екатерина II. В 1749 году на месте более древних построек был выстроен новый деревянный дворец в модном тогда "китайском стиле", появились новые жилые и хозяйственные строения, заново был заложен дворцовый сад. В конце XVIII века усадьба была заброшена и постепенно приходила в запустение. Завершил ее разрушение большой пожар 1824 года.

Верховья реки Яузы издавна славились отменно вкусной, "легкой" ключевой водой. Именно отсюда в 1779 году началась прокладка первого московского самотечного водопровода. Строительство продолжалось 25 лет, и было закончено в 1804 году. Водопровод был достаточно сложным для того времени инженерным сооружением. Вода из 28 ключевых колодцев поступала в выложенную кирпичом галерею, которая протянулась до Москвы на 19 верст. До наших дней сохранился Ростокинский акведук - в том месте, где галерея водопровода пересекала русло Яузы.

Во второй половине XIX века в Мытищинском районе начала быстро развиваться промышленность. Заводы и фабрики строились в основном вблизи линии Северной железной дороги, проложенной в 1862 году. В 1897 году выпустил первую продукцию вагоностроительный завод, в 1909 году - первая в России фабрика искусственного шелка "Вискоза". Постепенно в округе села Большие Мытищи сложился крупный индустриальный центр и железнодорожный узел.

В 1922 г. закладывается "рабочий город-сад" в районе поселка Дружба, Табачник (р-н Леонидовки) и др. К 1926г. численность населения превысила 10 тыс. человек. В 1925 г. Мытищи получили статус города. В годы довоенных пятилеток меняется облик города. Сооружается здание новой больницы, клуб вагоностроительного завода, открывается скульптурная фабрика (ныне завод художественного литья). На основе фабрики "Вискоза" начала развиваться химическая промышленность.

С 1932 по 1937 гг. по территории района прошла трасса канала имени Москвы - первого в мире энергетического канала. В 1932 г. в черту города вошли деревни Рупасово, Шарапово, села Б. Мытищи, Тайнинское, Заречная Слобода; поселки Перловский, Тайнинский, Леонидовка, Дружба. Назрела необходимость возведения новых микрорайонов, но осуществлению этих планов помешала война.

В годы Великой Отечественной войны жители города и района внесли свой вклад в общую победу над врагом, На фронт ушло 45 тысяч наших земляков. Из них более 20 тысяч не вернулись с полей сражений. Все предприятия переключились на выпуск военной продукции. Было развернуто 6 госпиталей, сформирован истребительный батальон. На средства трудящихся района построены танковая колонна "Мытищинский колхозник", авиаэскадрилья "Москва". Тысячи мытищинцев награждены орденами и медалями, 22 удостоены звания Героя Советского Союза, трое стали полными кавалерами орденов Славы. Среди них А. И. Егоров, А. И. Кадомцев, Н, П. Селезнев, М. И.Толмачев, Н. М. Распопова, В. И. Карпенко, И. А. Кораблин и др.

Современная история города - это дальнейший путь экономического и культурного развития. Служба охраны здоровья насчитывает более 50 медицинских учреждений. Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана - крупнейший научный центр страны. В институте работают методические, экспериментальные лаборатории и клиника. Мытищи - город студентов.

Московский университет потребительской кооперации в Перловке выпускает специалистов рыночной экономики для системы кооперации и других отраслей народного хозяйства. Его выпускники способны работать в коммерческих структурах, на биржах, налоговых инспекциях, таможенных службах и т.д. В состав университета входит кооперативный международный учебный центр. Московский Государственный университет леса в поселке Строитель признан базовым вузом лесотехнического образования и готовит специалистов по 11 специальностям. В стенах университета проводится интересная научно-исследовательская работа. Осуществляет набор студентов Московский педагогический университет и филиал Московского государственного строительного университета. Среднее специальное образование молодежь может получить в Мытищинском машиностроительном, кооперативном техникумах, в высшем профессиональном училище - техническом лицее и медицинском училище.

Настоящим украшением Мытищ стал новый Дворец культуры. Сюда приходят люди всех возрастов. Многочисленные кружки, клубы по интересам разместились на площади около 8 тыс. кв. м. Самый вместительный зал в Подмосковье готов принять до тысячи зрителей.

Широко известно в спортивном мире мытищинское стрельбище "Динамо", на котором проводятся международные соревнования по пулевой и стендовой стрельбе Стрелковый комплекс отвечает самым высоким международным стандартам. Территория района богата лесами, водоемами, что создает уникальные условия для отдыха и туризма. В крае расположены многочисленные пансионаты, санатории и профилактории. Лосиный остров - знаменитый заказник в верховьях Яузы, известный с 1406 г. В 1840 г. именно здесь было проведено первое в России лесоустройство. Сегодня это Государственный природный национальный парк площадью более 100 кв км - неповторимый ландшафт средней полосы России.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История железнодорожных станций Щёлковского района
СообщениеДобавлено: Пт июл 24, 2009 11:42 am 
Не в сети
Загорянский дачник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 02, 2006 12:01 am
Сообщения: 107
История Московских железных дорог в датах:

В 1861 году было открыто движение поездов из Москвы до Петушков, а 1 (13) августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода был отправлен первый поезд с пассажирами и грузами для открывшейся Нижегородской ярмарки.

В 1862 году началось движение поездов до Сергиева Посада. Идея строительства этой (Ярославской) линии принадлежит крупному промышленнику того времени Ивану Федоровичу Мамонтову — отцу известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

В 1862—1865 годах построена линия на Рязань, проходящая через Воскресенск и Коломну.
В 1866—1868 годах строится линия Серпухов — Тула — Орёл — Курск.
С 1870 году построена линия на Александров от Сергиева Посада и на Смоленск через Можайск.
В 1880 году протяженность железнодорожных линий, входящих ныне в структуру дороги, превысила 2000 км.
В 1899 году построена линия Москва — Сухиничи — Брянск.
В 1900 году построена линия на Савёлово.
В 1901 построена линия на Шаховскую.
В 1908 году было построено Малое кольцо (Окружная железная дорога) протяженностью 54 км.
В 1912 построена линия на Черусти.
В 1929 году на Московской дороге электрифицируется первый участок: Москва — Мытищи.
В 1936 году на станции Люблино-Сортировочная была построена первая в СССР механизированная сортировочная горка.
С 1943 по 1960 год построено Большое окружное кольцо протяженностью 558 км.
В 1959 году образована современная Московская железная дорога в результате объединения шести железных дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной.
В 1966 дорога награждена орденом Ленина.
В 2005 дорога преобразована из самостоятельного предприятия в филиал ОАО «Российские железные дороги»-РЖД.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История железнодорожных станций Щёлковского района
СообщениеДобавлено: Сб июл 25, 2009 1:31 pm 
ВШК, не без интереса прочитал Ваш пост про название станций железной дороги. В большинстве Вы правы, но позвольте в некоторых названиях с Вами не согласиться.

1. Платформа Гагаринская.
Вообще-то Гагарин к ней не имеет прямого отношения. Он готовился к полёту в космос вовсе не вблизи этой платформы, как Вы пишите, а в Центре подготовки космотавтов в Звёздном городке. Который находятся рядом с платформой Циолковская, а не Гагаринская.

2. Платформа Циолковская.
Вообще-то рядом с деревней Леониха расположена платформа Бахчиванджи, а не Циолковская, как Вы пишите. Посмотрите сами на карту. Название же этой платформы дано в честь теоретика космических полётов К.Э.Циолковского. Хотя он в наших краях никогда не был.

3. Станция Болшево.
Название станции дано по селу Болшево. Происхождение названия села имеет две версии.
Первая, просто большое село. "Большое село" трансформировалось в "Болшево".
Вторую версию озвучила Годзилова мама. По мнению краеведов, в древности в том месте проходил волок судов из реки Клязьмы в реку Яузу.

4. Платформа Валентиновка.
Дело в том, что в 30-е годы прошлого столетия никакого посёлка Валентиновка в том месте не было! Строения там появились позже. И следовательно платформа при Советской власти не могла получить своё название от землевладельца.
Да, был такой дачный посёлок Валентиновка. Но располагался он юго-восточнее старой Загорянки. Да-да, там где сейчас улица Валентиновкая и Валентиновский клуб. Как Вы понимаете, это ближе к платформе Соколовская, чем к платформе Валентиновка.

В качестве доказательства привожу карту наших мест первой половины 30-х годов ХХ века.


Вложения:
IMG_0163.jpg
IMG_0163.jpg [ 61.98 КБ | Просмотров: 7082 ]
Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История железнодорожных станций Щёлковского района
СообщениеДобавлено: Сб июл 25, 2009 1:50 pm 
Продолжаю.

Платформа Осеевская.
Да, село Осеево расположено поодаль от платформы. Но платформа получило своё название Осеевская не из-за того, что уже существовала платформа Соколовская, а потому, что село Осеево было центром Осеевской волости. А деревня Соколово это просто деревня.

Станция Монино.
Не склонен думать, что происхождение названия села Монино имеет угро-финские корни.
Во-первых, потому что фино-угорское происхождение в нашей средней полосе свойственно только гидронимам (названиям водных объектов), а топонимы (названия местностей), как правило, русские.
Во-вторых, слово Моня (Маня, Муня) это ни что иное, как производное от имени Маша, Мария. Да и к тому же Монино, как бы отвечает на вопрос "Чьё?" То есть "это село чьё?" - "Монино", то есть Мони (Мани, Муни, Маши...)
Таким образом, нет смысла усложнять энтимологию названия Монино, если есть простое русское объяснение.
Это тоже самое, что название села Ванино пытаться объяснить с помощью фино-угорского языка.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История железнодорожных станций Щёлковского района
СообщениеДобавлено: Сб июл 25, 2009 2:12 pm 
Далее.

Платформа Подлипки дачные.
Никакого дачного посёлка "Виллы-Подлипки" там никогда не было. Давным давно в том районе были две пустоши Вилы (или Виллы) и Подлипки. А в начале ХХ века там появился дачный посёлок "Сапожниково-Новоперловка". В последствии превратившийся в рабочий посёлок Калининский.


Станция Мытищи.
Да, верно, название происходит от слова Мыт, что означает налог, сбор, дань. Мытарь, по старому это сотрудник налоговой службы, сборщик налогов. В старину эти люди ходили от одного поселения к другому и пытались что-то взять с местных жителей. А те, что вполне естественно, прятали своё имущество и ничего ему не платили. Так эти мытари и шатались, ничего не собрав. Такая работа была тяжёлой и не благодарной. Поэтому в народе словом мытарство обозначают пустое бесполезное хождение.
Возвращаясь к названию Мытищи скажу, что я внимательно изучаю происхождение названий населённых пунктов.
Так вот, до настоящего времени среди краеведов ведётся спор кто и когда, а главное для кого собирал мыт в Мытищах? Обратите внимание, что недалеко от Мытищ существует село Баскаки. Напомню, что "баскак" это наместник ордынского хана. Судя по топонимике в том районе действительно находился "золотоордынский надсмотрщик". И вполне возможно, что дань в Мытищах собирали именно для Золотой Орды.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История железнодорожных станций Щёлковского района
СообщениеДобавлено: Сб июл 25, 2009 2:31 pm 
Хочу отметить ещё одну станцию.

Соколовская.
Да, действительно раньше она называлась Образцово-Соколовская. Затем просто Соколовская. Действительно, в тех местах построил ткацкую фабрику промышленник Н.А. Соколов. Я это всё знал и раньше и как-то не задумывался о происхождении её названия. Да, вроде Соколов, вроде Соколовская, вроде похоже.
Но, после того, как прочитал доводы Гоши Загорянского в теме про станцию Соколовская я задумался. Ведь действительно в том районе течёт Соколовский ручей. А гидронимические названия всегда имеют приоритет перед топонимическими. Да и ткацкая фабрика Н.А. Соколова появилась только в начале ХХ века. А железнодорожная ветка до Щёлково была построена в конце XIX века. Фабрика находится в посёлке Мальцево, а посёлок Соколовский расположен на другой стороне железной дороги, что вобщем-то далековато. К тому же промышленники в те времена строили не посёлки, а так называемые казармы для рабочих. В Мальцево что-то похожее есть. Зачем тогда нужен был посёлок? Вопросов пока больше, чем ответов.
Это требует дальнейшего изучения.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История железнодорожных станций Щёлковского района
СообщениеДобавлено: Сб июл 25, 2009 2:50 pm 
ВШК, очень приятно, что Вы интересуетесь историей и краеведением.
Я недавно открыл сайт www.zagoryansky.com и в настоящее время составляю страничку с историей Загорянки и окрестных мест.

То, что было написано в книгах и в интернете, лишь небольшая часть того, что мы должны знать о Загорянке, Валентиновке, Соколовке, а теперь уже и об Оболдино с Супонёво.

Как Вы понимаете, я не тот, кто тупо передирает с других сайтов статью из газеты "Раннее утро". Я хочу обобщить всё то, что к настоящему моменту изучено и опубликовано про Загорянку и окрестности.
И приглашаю Вас к сотрудничеству.


Обращаюсь к читателям. Если у кого есть какие-то материалы про историю Загорянки, Валентиновки, Соколовки, прошу вас связаться со мной по адресу admin@zagoryansky.com.


Вернуться к началу
  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

 
Главное меню
 

 
Онлайн MP3 плеер
 

Яндекс цитирования          Rambler's Top100